«Наш мир так же сложен и уязвим, как паутина. Коснитесь одной паутинки, и дрогнут все остальные. А мы не просто касаемся паутины, - мы оставляем в ней зияющие дыры. Растениям и животным некому писать, за них некому заступиться, кроме нас, людей, которые вместе с ними населяют эту планету, но не являются ее собственниками».
Джеральд Даррелл
Мы родились на планете Земля. И с малых лет познаем ее, и учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Все, мы, конечно, знаем, как важно сейчас охранять природу. Эту проблему часто обсуждают в сфере массовой информации. Само собой разумеется, что дошкольники не в силах решать какие-то задачи по охране природы, но и то немногое, чему мы можем научить – заботливое, бережное отношение ко всему живому – вселяет надежду на то, что еще многие поколения будут любоваться и пользоваться дарами нашей планеты. Говорить о большой планете это, наверное, очень громко и начнем разговор о нашей родине – России. О ее обширных лесах, в нашей стране больше всего в мире рек и озер, у нас живут разнообразные животные и птицы: от белого медведя до тигра, от воробья до гагары. В наших лесах и парках растут удивительные растения. Природа нашей Родины настолько разнообразна и уникальна, что открывает неограниченные возможности не только интересно познакомить с ней детей, но и научить их размышлять, сострадать, любоваться, трудиться. Тем более что, следуя основным дидактическим принципам и учитывая возрастные особенности дошкольников, ознакомление детей с природой целесообразно начинать с той местности, в которой они проживают.
Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить ребенка с ее тайнами, вместе с ним разгадывать их, показывать ему интересное в жизни растений и животных, учить его наслаждаться природой: запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест. Последите с детьми, как птица учит летать своих птенцов, как трудятся муравьи. Заинтересовавшись природой, ребенок полюбит ее, захочет узнать о ней больше. Восприятие природы помогает развить такие нравственные качества, как жизнерадостность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому.
Сначала необходимо детей знакомить с конкретными предметами и явлениями окружающей природы. Здесь у них развивается способность выделять некоторые стороны объектов природы. Постепенно они не только осознают объекты, но и воспринимают их значимость и назначение, Когда дети начинают задавать вопросы , это значит, их ум созрел для восприятия взаимосвязи явлений. Наблюдательному ребенку доступно чувство красоты природы, что помогает нам воспитателям развить у детей художественный вкус и понимание прекрасного. Если мы приучим детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка разовьется чувство прекрасного, он будет удивляться и радоваться красоте. Он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками вместе с воспитателем в своем детском саду, а в дальнейшем и в любой работе. Самым действенным средством для этого будут частые непосредственные наблюдения. Такие наблюдения следует проводить непосредственно в своей группе, в природном уголке. В группе должен быть создан природный уголок, в котором должны быть определённые растения соответствующие данному возрасту разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности.
Ухаживая и наблюдая за растениями уголка природы, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним. Дошкольники начинают понимать, что они могут творить добро не когда-то в будущем, когда «станут большими», а сегодня, сейчас. И, конечно же, знания маленьких детей о природе можно образовать только на основе их чувственного опыта – восприятия ее всеми органами чувств. Природа с ее разнообразием форм, красок, звуков, запахов - представляет большие возможности для накопления знаний о ней. Более глубокий след в памяти ребенка оставит то, что он увидел, потрогал, понюхал, послушал, попробовал на вкус.
Природа - это книга, которую надо прочитать и правильно понять, ошибочное понимание приносит большой вред.
Знакомство с природой в детском саду помогает нашим детям в дальнейшем лучше понять природоведение, физику, ботанику, географию, астрономию. И все-таки, главная задача развивать познавательские способности у наших воспитанников стремиться сделать их наблюдения интересными и проследить, чтобы цель была достигнута. Самостоятельные наблюдения дошкольника могут быть неполными, поверхностными. В этом случае педагог должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил. Во всех случаях ребенка надо выслушать, помочь ему правильно сказать и назвать то, что он увидел. Особенно важно услышать его ответы на поставленные вопросы, и ненавязчиво поправить, если он ошибся.
В нашей стране изданы законы об охране природы, об организации заповедников. Это все – для нас и будущих поколений.
Таким образом, наблюдение в природе является важным методом экологического воспитания детей: оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения и, благодаря этому — богатое воображение. Наблюдение расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни природы, учит беречь ее.
Люди должны жить в стране благоухающей, цветущей, зеленой, слышать журчание ручейков и шумный поток реки, пения птиц и жужжание шмеля. Не только мы, но и последующие поколения должны иметь возможность пользоваться всеми благами, которые дает наша родная природа.