9 мая – праздник простой и в то же время сложный для понимания детей. С одной стороны простая и понятная тема борьбы добра со злом, а с другой – очень сложно объяснить, почему была война, почему люди уничтожали друг друга. Многие родители ходили с детьми на праздник, на парад, салют, кто-то принимал участие в акции «Бессмертный полк». Возможно, многие задумывались, как рассказать детям о войне. А вообще, нужно ли говорить с дошкольниками о Великой Отечественной войне? Может быть, ещё рано и не нужно травмировать детскую психику?
Не только можно, но и нужно говорить. Начинать это в среднем, старшем дошкольном возрасте. Старший дошкольный возраст – очень сензитивный возраст, когда дети уже могут задумываться о смерти и сами задают вопросы. Могут столкнуться со смертью, например, любимой свинки. Или задуматься о том, что бабушка старенькая и не вечная. Мы можем видеть, как играют старшие дошкольники – пять минут играют, полчаса выясняют, кто плохой. Старший дошкольник буквально зациклен на социальной стороне жизни.
Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужно воспитывать с раннего детства, взращивать, культивировать. И без помощи взрослых ребенок не сможет выделить из окружающей его жизни главное, расставить приоритеты, правильно настроить чувства.
Но как говорить? Что рассказывать? У детей мышление образное, представлениями, картинками, и эти образы нужно им дать. Через картины, художественную литературу, песни, фотографии, фильмы.
Задача родителей – не напугать ребенка, а просветить. Рассказывайте об известных и значимых событиях войны.
Предлагаю вам небольшой рассказ о Великой Отечественной войне, который можно прочитать детям дошкольного возраста.
«Много-много лет назад, еще в прошлом 20 веке, наша страна спокойно жила и развивалась. Строились фабрики, открывались заводы. Мирные жители спокойно трудились на благо своей родины, школьники учились в школе, студенты продолжали учебу в вузах и техникумах. По выходным отдыхали, в праздники веселились.
  И вдруг однажды нежданно-негаданно спокойная мирная жизнь закончилась. 22 июня 1941 года рано утром, когда люди спокойно спали, на нашу Родину напали немецкие захватчики. Напали вероломно, неожиданно, грубо нарушив все договоренности о ненападении, грубо пересекли рубежи наших границ. Они хотели захватить наши города и села, а людей либо убить, либо сделать своими рабами. Так началась Великая Отечественная война.
Брестская крепость стояла на самой границе нашей Родины. Атаковали ее фашисты в первый же день войны. Захватчики думали: один день и крепость в наших руках. Да не тут-то было!Целый месяц держались наши солдаты! А когда сил не осталось, и фашисты ворвались в крепость, последний ее защитник написал штыком на стене: "Я умираю, но не сдаюсь!"
Фашистская Германия хорошо подготовилась к войне. У них было больше танков и самолетов, больше оружия.
  В начале войны наши армии отступали, потому что не были готовы к войне.Не хватало вооружения, военной техники. Но русский народ собрал все силы на борьбу с захватчиками. Заводы реконструировались . К станкам встали женщины, старики и дети и стали выпускать военную технику, так как все мужчины уходили на фронт. Главным лозунгом в то время был лозунг :"Все для фронта, все для Победы!"
Нелегким был путь к победе.Враг очень быстро наступал, так как был хорошо вооружен. У немецких захватчиков было много оружия, а у советских солдат большое желание прогнать врага со своей земли, защитить свою Родину, большая вера в победу.Даже в самые тяжелые дни они твердо верили: "Враг будет разбит! Победа будет за нами!" Именно эта вера и помогла выжить и выстоять.
Прогремели великие битвы: Московская, Сталинградская, битва на Курской дуге.250 дней не сдавался врагу героический город Севастополь. 900 дней в страшной блокаде держался мужественный город Ленинград, так тогда назывался Санкт-Петербург. Не хватало еды, было очень холодно. Люди умирали от голода, но не сдались врагу.
Организовывались партизанские отряды. Партизаны жили в лесу в землянках и вели партизанскую борьбу: добывали сведения о количестве военной техники врага, о его планах, взрывали железнодорожные мосты, переправы, чтобы остановить врага.
И вот пришел день, когда наступление захватчиков было остановлено. И советская армия погнала фашистов с родной земли. И снова пошли битвы, бои, сражения. Бои шли на земле, в небе и на море. Все сильнее становились удары нашей армии. И наступил самый великий, самый долгожданный день. Наши солдаты дошли до границ Германии и штурмом взяли столицу-город Берлин. Это случилось 9 мая 1945 года.Фашисты признали свое поражение. И с той поры 9 мая стал нашим великим праздником-днем Победы.
Много горя принесла эта война. Практически в каждой семье кто-то был убит или ранен. Но наш народ проявил чудеса мужества, силы и отваги.
Прошло более 70 лет с той страшной поры, когда напали на нашу страну фашисты. Но пока мы помним своих дедов и прадедов, пока они живут в наших сердцах, память о них не умрет. И не случайно стало доброй традицией 9 мая становиться в бессмертный полк с портретами своих родственников, вспомнить их имена и поклониться их подвигу.
"Кто к нам с мечом придет, то от меча и погибнет,"-говорил один из наших далеких предков. И во время Великой Отечественной войны русский народ доказал правдивость этих слов. Мы -мирные люди, но если к нам приходят с оружием, то мы сможем защитить свою Родину.»
   Читая рассказ, обязательно останавливайтесь на тех словах, значения которых ваш ребенок точно не знает, и объясняйте их. Обязательно найдите и объясните те слова в тексте, которые могут быть не понятны для ребенка. Покажите иллюстрации, которые нарисовал художник.
  Чтение, необходимо для полноценного и гармоничного воспитания ребёнка. Оно расширяет кругозор, способствует познанию окружающего мира, развивает мышление, воображение, внимание, память, любознательность.
При внушительном обилии в современном мире аудиокниг многие родители правильно делают, что не позволяют аудиозаписям вытеснить живое чтение. Потому что это очень важный элемент развития ребенка и общения его со взрослыми. Поскольку живое чтение позволяет вести диалог, когда говорят и слушают оба. Кроме того, от этого зависит, будет ли ребенок любить книги, когда он вырастет.